Социализация при дистанционном обучении ребенка

86
1
26.05.2021

О том, как именно происходит дистанционное обучение нашего ребенка в школе, какой формат мы выбрали и какую используем платформу и собственно школу, расскажу чуть позже, сейчас же хотелось бы поднять тему до зудящего актуальную (в том смысле, что нам не позволяют окружающие перевести ее в категорию устаревших). Речь пойдет о социализации ребенка на дистанционном обучении. Ниже будет исключительно мнение одной отдельно взятой семьи (моей, если кто не понял) по одному отдельно взятому ребенку (соответственно тоже моему). Тема очень индивидуальная и мое глубокое убеждение, что усреднения здесь недопустимы.

Социализация- это киты, черепахи и все остальное вместе взятое, на чем в первую очередь зиждется доказательная база тех, кто считает нас (родителей детей-дистанционщиков) не от мира сего и чуть ли не наносящими вред своим отпрыскам «опасными экспериментами». Теперь рассказываю свою позицию: как ни странно это звучит, именно социализация и стала одной из первых причин, почему мы выбрали дистанционный формат обучения. Если быть точнее, то потенциально сомнительная социализация. Заметьте, это не высокопарие и рассуждение о том, что все окружающие недостойны, а наш ребенок «Д’артаньян». Просто нам было жалко осознавать, что наш батан (а наш ребенок именно такой, мы это приняли и не требуем от него другого) скорее всего будет очень сильно выбиваться из окружения, даже гимназийного, достаточно небольшого провинциального города. Как итог, у него было бы два выбора: сгладить неровные углы и стать обычным ребенком, либо быть в постоянном состоянии непонимания и напряженности, потому что как это ни скверно признавать, наш сын мало с кем из окружающих детей находит общий язык, конфликтов никаких нет, ему просто со всеми скучно и неинтересно. Мы не хотели ни того, ни другого, поэтому решили найти третье решение и организовали его учебу дистанционно.

По большому счету, социализация (и это мое глубокое убеждение) не имеет в современном мире практически ничего общего с этим же понятием из нашего детства. У нас просто не было выбора с кем общаться, а с кем нет, все решала геопозиция, то есть где жили, там и друзей искали. Современные же дети, в виду развитости интернета, могут сами решать. И это огромный плюс. Ребенок, который не сходится по характеру или по увлечениям ни с одним из одноклассников, легко в сети заводит знакомства с тем, кто ему действительно интересен. То есть сейчас пришло время, когда мы не пускаем социализацию на самотек, а потом сокрушительно вспоминаем «вот, если бы мой Коля не связался тогда с этим драчуном Витей, то сейчас все было бы по-другому». Вы никогда не думали, что далеко не каждый ребенок может противостоять коллективу, ему ничего не остается, как пойти по простому пути и подчиниться: начать курить со всеми, прогуливать уроки, как все, хамить учителям, выбирать, вместо любимого хобби бесцельные посиделки в Макдаках и тд. И дело не в том, что ребенок плохой, просто он элементарно даже не видит, как может быть по-другому, то есть вокруг него изначально выстроена парадигма единственноправильного поведения: окружение проповедует данное времяпрепровождение нормой, а альтернативу ребенку никто не дает. И, поверьте, это действительно уникальные случаи, когда в условной компании макдаковских тусовщиков (при этом не исключаю, что и в Макдаке можно собираться для того, чтобы обсуждать прекрасное или полезное) вырастает амбициозный, жаждущий знаний и собственной реализации, человек. И это скорее исключение.

Так почему мы, как родители ребенка усидчивого, любящего читать книги не по возрасту, программировать также не по возрасту и знающего в 7 лет все об аккреционных дисках, сингулярности и еще миллионах неизвестных для меня, взрослого человека, вещей, должны «проверять его на прочность» школьной социализацией? Почему мы не можем позволить ему самостоятельно выбирать с кем общаться и с кем дружить? Почему мы навязываем его будущих одноклассников в качестве предполагаемых лучших друзей, причем изначально понимая, что один шанс из тысячи, что попадется хоть один одноклассник, который адекватно воспримет то, что наш ребенок не играл в своей жизни ни в одну компьютерную игру, а на вопрос «как ты относишься к А4?» в растерянности отвечает, что так же, как и к другим форматам листов, понятия не имея, что речь о человеке.

Что за странное отношение к собственным детям (особенно, если изначально есть понимание, что они мягко говоря выбиваются из общепринятого понимания нормальности) желать во что бы то ни стало отдать их «в люди» или «наконец-таки оторвать от груди» (последнее, естественно, цитата большинства сочувствующих вокруг).  Ну почему, чтобы стать социализированным, ребенок обязательно должен пройти через испытание изначально скептически настроенного коллектива и выйти победителем. А, если не выйдет? Если сломается, отбросит свою правду, забудет увлечения и мечты, да что угодно лишь бы быть «нормальным». Лично мы сделали вывод, что не готовы так рисковать только из-за соблюдения по пунктам негласно принятого постулата «Все, что обязательно должен сделать ребенок, чтобы вырасти нормальным человеком».

Теперь к вопросу о том, где брать социализацию, если школы в привычном понимании нет. Я, собственно, вообще не очень понимаю, почему втыкание на перемене в телефон (каждый ребенок в свой, разумеется) считается сегодня достаточной социализацией. Наш ребенок не ходит в школу, но помимо этого он посещает кружки, постоянно приглашается или принимает у себя знакомых детей, ходит по музеям, часто путешествует и бесконечно много проводит времени (заметьте разнообразного) со своей семьей. Ну, и не стоит забывать о том, что у него мегаактивная сестра, с которой он постоянно вместе, а также батальон родственников (в том числе и детей), с которыми мы очень часто (иногда даже чаще, чем хотелось бы) контактируем. И это, не говоря о его ботанских (в хорошем смысле) увлечениях, которые для него намного важнее любого посещения детского центра или приобретения новомодного гаджета. Так неужели такая социализация хоть как-то уступает той, что на перемене в телефоне, а после школы в приставке?

Знаете, о чем мечтает мой семилетний ребенок? Не о поездке в аквапарк, а о посещении настоящей обсерватории, не о том, что когда закончит учебный год будет сутками играть, а о том, что тогда сможет начать изучение нового языка программирования, не о том, чтобы вырасти и стать известным тиктокером, а о том, чтобы строить ракетоносители и космические корабли, а самая жесткая обида была не тогда, когда мы запретили ему смотреть любимый фильм, а когда прямое включение посадки Персеверанс попало на позднюю ночь и мы умоляли его посмотреть трансляцию с утра в записи. Так неужели этому ребенку необходима школа в стандартном понимании, где всё и все усредняются и подгоняются под общепринятые нормы и где стыдно признаться, что твой кумир Стивен Хокинг, а не Даня Милохин (заметьте, сын, как и в случае с Бумагой, понятие не имеет кто это)? И, повторюсь, я не считаю, что мой сын какой-то там особенный и лучше других, я просто не хочу, чтобы из неправильной, нестандартной формы его понимания мира, школа сделала идеальный равнобедренный треугольник, потому что окружение просто отрицает кривые линии и отсутствие углов.

И никто не даст вам гарантию, что вы поступаете правильно или неправильно, все как всегда расставит по местам время. Но для себя мы уяснили давно — поступая нестандартно и неожидаемо в любом возрасте, ты идешь против большинства. Например, приняв решение отдать сына в онлайн школу, мы практически каждый день отбиваемся от нападок особо сердобольных, и иногда действительно возникает мысль, что проще сдаться и сделать так, как требует окружение. И это, скажу я вам, тяжело даже для взрослого, самодостаточного и уверенного в себе человека. Что уж говорить про ребенка, который только формируется и не всегда способен понять, как нужно, как не нужно, что хорошо, что плохо и т.д. А разговоры в стиле «школьная дружба самая крепкая», это, конечно, верно, но во-первых- не для всех (куча примеров, когда одноклассники вспоминаются, как абсолютно посторонние люди, а нередко даже с чувством неприязни и обиды), во-вторых- дружба строится не всегда на позитивных моментах, особенно в детстве и подростковом возрасте, бывают случаи, когда дружат против кого-то или, например, чтобы было с кем попивать пивко за углом. Но я не абсолютирую, часто в школе дети действительно себе находят настоящих друзей на всю жизнь. Единственное, что я хочу сказать, школа- это не последнее место на планете, где можно встретить товарища.

В любом случае все дети разные, а социализация в той или иной форме просто не может пройти мимо ребенка, если он только не сидит в подвале, а погулять выходит два раза в год, и то ночью, чтобы никто не видел. Невозможно неправильно социализировать ребенка, как и правильно тоже невозможно (это лишь наше, родительское, понимание вопроса), но сам факт социализации не может с ним не случится, где бы он не учился. Это разумеется лично мое мнение, никому его не навязываю, особенно тем, кто считает, что без стандартной школы ребенок может вырасти разве что сорокалетним безработным девственником, боящимся людей и лучшим другом у него станет только рыбка в аквариуме. Как и саму дистанционную форму образование тоже никому не навязываю, тем более сам глубоко убежден, что такой формат подойдет далеко не всем. Просто рассуждаю о том, как у нас, и почему мы приняли именно такое решение.

Единственное, что хочется всем пожелать, это быть немного терпимее к людям, которые выбиваются из стандартного понимания нормальности. Ну не могут все жители Земли быть одинаковыми во всем, вот это как раз и было бы ненормально. Все мы в чем-то не такие, как все вокруг, оно и прекрасно. Всем удачи и позитива!

Поделиться

Похожие статьи

Популярные статьи

Последние новости

Последние комментарии