Открытие франшизы: поэтапная инструкция

296
5
08.05.2020

Многие сегодня мечтают о том, чтобы открыть собственное дело. Но даже у тех, у кого имеется стартовый капитал, возникает страх перед неизвестностью. Ведь если нет никого, кто бы подсказал, направил и поделился опытом, возникает риск потерять все. И действительно: статистика наглядно демонстрирует, что порядка восьмидесяти процентов открывающихся компаний не выдерживают конкуренции и закрываются в первый год. Обезопасить себя можно, заключив договор франшизы. Так вы получите готовую схему бизнеса, надежного наставника и возможность работать под известным клиентам брендом. Как стать открыть франшизу? Рассказываю.

Виды франшиз

Для начала необходимо определиться, какой тип франшизы вам подходит. Их всего четыре:

  1. Стандартный. Идеален для начинающих предпринимателей. Вам предоставляется комплексная поддержка на всех этапах развития дела. Но работать придется в жестких условиях, так как нужно будет соблюдать стандарты компании. При отсутствии какого-либо опыта в бизнесе такой вариант поможет избежать провальных ошибок.
  2. Свободный. Это для тех, кто уже пробовал себя в предпринимательстве. Вы становитесь обладателем успешной схемы бизнеса, получаете доступ к проверенным поставщикам. Всем остальным (рекламой, обучением персонала, привлечением инвесторов) можно распоряжаться самостоятельно.
  3. С замещением. Допустим, у вас уже имеется компания, занимающаяся производством какой-либо продукции. Вы хотите ее перепрофилировать, не закупая нового оборудования. В таком случае имеет смысл купить франшизу и начать производство схожих товаров по новым технологиям. Если речь идет о франшизе в сфере ритейла, то при наличии у вас своего магазина франчайзер будет определять, по какой методике вести работу с покупателями. Выбор поставщиков остается на ваше усмотрение.
  4. Готовый бизнес. Это самая дорогая франшиза, доступная далеко не всем. Франчайзер открывает в вашем регионе представительство своей фирмы и передает его вам в полностью укомплектованном виде. Вы платите ежемесячный процент с дохода.

Читайте также:

Выбор сферы деятельности

Определиться с нишей трудно. В каждой сегодня десятки, а то и сотни заманчивых предложений. При выборе старайтесь не ориентироваться на трендовые западные проекты. Они далеко не всегда вписываются в наш менталитет и уступают отечественным конкурентам.

Лидером у нас был и остается общепит. Макдоналдс, Крошка-картошка, Додо Пицца, Папа Джонс, Сабвэй, многочисленные варианты заведений «Кофе с собой» – все это успешные франшизы, к которым можно присоединиться.

как открыть франшизу
Ресторан «Крошка-Картошка»

 На втором месте продажи. Это может быть и интернет-магазин, и небольшой островок в ТЦ, и полноценный продуктовый или вещевой магазин (Спортмастер, Бегемотик, 220 вольт, Пятерочка, Фикс Прайс и пр.)

Как открыть франшизу
Магазин «Спортмастер»

Третье место занимает производство. Создавать можно любую продукцию. Сейчас в тренде предприятия, связанные с выпечкой хлеба.

Мини-пекарня «Булочная 21»

Также за последние пять лет набирают популярность франшизы, связанные с предоставлением услуг, например, барбершопы, мастерские, медицинские, спортивные и образовательные центры, туристические фирмы. В качестве примера успешных франшиз в области услуг можно вспомнить Инвитро, Теле2, СДЭК и прочие

Как открыть франшизу выбор ниши
Медицинская компания Инвитро

При выборе компании обратите внимание не только на направление ее деятельности, но и на то, как она работает с дочерними предприятиями. Пообщайтесь с их владельцами, выясните, есть ли у них успехи, растет ли прибыль, оказывает ли франчайзер им необходимую поддержку, какие трудности возникают. Конечно, идеальных франшиз, гарантирующих стопроцентное попадание в цель, не существует. Небольшой риск выйти из игры есть у всех. Но если хотя бы у семидесяти процентов франчайзи бизнес развивается, это отличный показатель.

Коммерческое предложение и бизнес-план

Многим франчайзерам ежедневно приходят по несколько заявок на сотрудничество. Но одобряются не все. Чтобы выделиться на фоне других неопытных бизнесменов и заключить договор, необходимо грамотно составить бизнес-план. Если он заинтересует франчайзера, половина дела сделана. Итак, приступаем:

  • Вступление. Для начала кратко опишите, почему вы выбрали эту франшизу. Можно указать, что проанализировали рынок и определили, что именно эта компания предлагает наиболее выгодные условия.
  • Краткая информация о себе. Указать стоит все: от номера телефона до образования. Не забудьте прописать регион, в котором живете. А вот про опыт в бизнесе лучше рассказать подробно. Если его нет, опишите, кем работали раньше, какими достижениями гордитесь.
  • Деятельность будущей компании. Подумайте, каким будет спрос на продукцию франчайзера в вашем регионе. Составьте свой собственный рейтинг спроса. Это нужно для того, чтобы франчайзер понял: вы знаете клиентов своего региона и сможете с ними успешно работать. Соответственно, если у вас уже имеется свое производство, которое вы хотите расширить или перепрофилировать, распишите о нем подробно: местонахождение, прибыль, площадь помещения, штат, риски.
  • Маркетинговый план. Вообще его составление всегда ложится на плечи франчайзера. В этом огромный плюс для начинающих предпринимателей. Но нелишним будет и вам составить такой план, чтобы убедить франчайзера в своей компетенции. То же самое касается и базы поставщиков. В большинстве случаев франчайзи получает доступ к таким базам. Но если у вас уже есть свои поставщики, обязательно укажите информацию о них в бизнес-плане. Не исключено, что они не подойдут франчайзеру, и он предложит других. Лучше об этом узнать заранее.
  • Стратегия развития бизнеса. Здесь необходимо указать, какую сумму вы готовы вложить в бизнес, есть ли у вас инвесторы или одобренные кредиты. Просчитайте, когда ваше предприятие сможет выйти на самоокупаемость. Фанчайзер должен четко представлять основные ваши доходы и расходы, чтобы принять решение о подписании договора.

Читайте также:

Подписание договора франшизы

На первый взгляд кажется, что это самая простая часть сотрудничества. Стороны подписали бумаги, и бизнес стартовал. На самом деле этот этап сложный. При подписании договора нужно проверять каждую мелочь, а именно:

  • наличие авторских прав. На рынке франшиз немало мошенников, которые продают права на несуществующий бренд. Купив одну из них, вы останетесь без поддержки с первого дня;
  • обязательства франчайзера. Они всегда прописываются в договоре. От того, как франчайзер обязуется помогать вам, зависит успех бизнеса. Идеально, если указано, что будет предоставлено обучение персонала, готовая маркетинговая компания, дизайн-проект помещения, помощь с оформлением юридических бумаг и поиском инвесторов;
  • стоимость франшизы. Многие неопытные бизнесмены радуются, когда узнают об отсутствии паушального взноса или низком его размере. Но здесь может быть подвох в виде завышенного роялти, затрат на обучение специалистов, разработку дизайн-проекта, оформления документов. Поэтому заранее просчитайте все плюсы и минусы;
  • штрафы. Внимательно ознакомьтесь с пунктом, описывающим, за что и на сколько вас буду штрафовать. Многие франчайзеры взимают непомерные штрафы за одностороннее расторжение договора. Кроме того, некоторые прописывают в договоре, что имеют право вывести франчайзи из бизнеса за нарушение политики компании. Таким образом, если франчайзер посчитает, что ваши действия наносят вред его репутации, он легко оставит вас без дохода.

Открытие франшизы

Итак, франчайзер одобрил вашу заявку, договор подписан. Теперь начинается серьезная работа обеих сторон. Она проходит в несколько этапов:

  1. Введение в курс дела. Франчайзер передает вам всю необходимую документацию, предоставляет лицензию, готовые материалы для брендирования продукции. Вы узнаете все секреты бизнеса: маркетинговую политику, технологию производства, цели и задачи компании и многое другое. На этом же этапе вам необходимо подписать договор аренды помещения (выбор его за вами, но утверждает вариант франчайзер), оформить разрешительную документацию. По документам консультируйтесь с юристами и франчайзером.
  2. Работа над точкой. Головная компания предоставит вам дизайнерский проект оформления помещения. Вам предстоит сделать ремонт в соответствии со строгими правилами. Некоторые франчайзеры указывают только основную цветовую гамму. Но есть и те, что строго прописывают материалы, светильники, мебель, расстановку оборудования. Это наиболее затратный этап работы. Вам необходимо будет не только сделать ремонт, но и заключить договор на поставку оборудования, выкупить его, смонтировать.
  3. Обучение персонала. Большинство проектов предполагают, что работу с набранным штатом ведет франчайзер за свой счет. Но некоторые головные компании требуют оплатить их услуги.
  4. Подписание договоров с поставщиками. Вне зависимости от того, вы ли нашли поставщиков или их предоставил франчайзер, договор подписывать нужно вам. На встречу берите с собой юристов, чтобы они проверили каждый пункт.

На этом подготовительную часть можно считать завершенной. Теперь дело за малым – открыть компанию, привлечь к ней внимание потенциальных клиентов и начать получать прибыль. Если вы выбрали достойную франшизу и грамотно подошли к каждому вышеперечисленному этапу, проблем не возникнет. Главное – строго следовать указаниям франчайзера и перенимать его опыт.

Поделиться

Похожие статьи

Популярные статьи

Последние новости

Последние комментарии